Спойлер: Есть два метода расчёта стоимости битого автомобиля: законный и тот, которым пользуются страховые компании.
При выявлении экономической нецелесообразности ремонта (превышение стоимости ремонта над доаварийной стоимостью автомобиля), расчёт ущерба производится как разница между стоимостью автомобиля до ДТП и после ДТП.
В случае, если автомобиль застрахован по Каско, то такой расчёт производится при условии, если ремонт составляет 50-80% от страховой суммы (у разных страховых компаний разный порог признания автомобиля погибшим).
Следует отдельно рассматривать случаи полной гибели («тотала») автомобиля по договорам Каско и полисам ОСАГО и по всем остальным случаям.
Общие правила, законный метод расчета стоимости годных остатков автомобиля
Технология расчёта размера ущерба при полной гибели (экономической нецелесообразности ремонта) автомобиля прописаны в руководящем документе «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки».
Кратко схема выглядит так: эксперт определяет доаварийную стоимость автомобиля и вычитает из неё стоимость отдельных деталей и узлов, доступных для дальнейшего применения. Стоимость деталей и узлов высчитывается обобщённо, т.е. не по стоимости конкретно таких запчастей в магазинах, а по коэффициентам от общей стоимости автомобиля. Для этого существуют специальные таблицы коэффициентов, учитывающих затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу, срок эксплуатации автомобиля, спрос на детали и пр.
Выглядеть такой расчёт будет примерно так:
Пример экспертного заключения по «тоталу»
Резюмируем: официальный и единственно верный метод расчёта стоимости годных остатков автомобиля методологически прописан, технологически сложен и практически недоступен для использования неподготовленным человеком.
Страховые расчёты на условиях полной гибели автомобиля (“тотала”).
Закон «Об ОСАГО» и правила страхования Каско практически всех страховых компаний содержат положения о том, что расчёт стоимости годных остатков можно производить по результатам аукционов по продаже автомобилей:
Положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства
5.4. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) должна определяться по данным специализированных торгов, осуществляющих реализацию поврежденных транспортных средств без их разборки и вычленения годных остатков.
То есть данные по вашему автомобилю и фотографии повреждений передаются в некие компании, проводящие заочные аукционы битых автомобилей, и получается ответ — максимальное предложение по покупке N-ая сумма. Эту N-ую сумму страховщик назовёт «гарантированным предложением выкупа» и будет считать как стоимость годных остатков автомобиля.
Конечно в большинстве случаев такие «аукционы» проводятся под контролем страховых компаний, что даёт им возможность ставить максимально высокую цену за битый автомобиль. Вдобавок к этому страховые компании искусственно занижают и доаварийную стоимость автомобиля и получают желаемый для них результат уменьшаемое поменьше, вычитаемое побольше казалось бы, законными методами.
Судебная практика по вопросу метода определения стоимости годных остатков
Уже долгое время существует обширная практика различных судов по вопросу метода определения стоимости годных остатков. Вся она сводится к тому, что при производстве судебной экспертизы, эксперт, назначенный судом, не имеет права отходить от «Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз…» и использовать в расчётах данные каких-либо аукционов.
Все расчёты судебные эксперты делают по методике, описанной нами выше — по таблицам стоимости отдельных деталей. А выводы судебного эксперта для суда всегда весомее аргументов какой-либо из сторон спора, в данном случае — доводов страховой компании.
Кроме того 18 октября 2023 года Президиумом Верховного Суда был утвержден Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, п.16 которого рассматривает именно такой случай, когда страховое возмещение было выплачено на основании «наивысшего оценочного предложения аукциона», но суд посчитал, что должно было быть выплачено на основании расчётного метода.
Наши услуги
При заказе независимой экспертизы автомобиля расчет стоимости годных остатков автомобиля — 2.000 руб
Отдельный отчёт о размере УТС — 3.000 руб
Нужна независимая экспертиза автомобиля?
Оценка ущерба – 5.000 руб
Составление досудебной претензии бесплатно!
Если остались какие-либо вопросы по проведению оценки ущерба после ДТП, вы можете их задать в нашем канале в Telegram или в группе в Вконтакте.