При выявлении экономической нецелесообразности ремонта транспортного средства после ДТП (в результате противоправных действий третьих лиц, падения на машину снега, льда, деревьев) расчёт размера ущерба определяется как разница между доаварийной стоимостью транспортного средства и стоимостью условно годных остатков.
Такие расчёты проводятся по «Методическим рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки», разработанными ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Данный метод расчёта является единственным законным методом определения стоимости годных остатков автомобиля и должен применяться как при выплатах по договорам Каско, так и по ОСАГО. Подробнее о проблематике страховых выплат на условиях полной гибели в нашей статье.
Для примера взят автомобиль SkodaSuperb 2010г., дата расчёта — октябрь 2023г.

В результате ДТП автомобилю были причинены повреждения, стоимость устранения которых составила 1.120000 (один миллион сто двадцать тысяч) рублей. При наличии оснований считать, что стоимость ремонта может превышать рыночную стоимость автомобиля, эксперт должен произвести исследование и сравнительный анализ данных.
В рассматриваемом случае стоимость ремонта автомобиля объективно была выше его стоимости.
Далее: отчет эксперта.
Спойлер: доаварийная стоимость автомобиля составила 929 тыс.руб, стоимость годных остатков — 171 тыс. руб.
I. Определение доаварийной стоимости транспортного средства
В связи с достаточностью информации об объектах-аналогах при определении рыночной стоимости АМТС (С) использовался сравнительный подход методом анализа информации о вторичном рынке АМТС в границах товарного рынка.
Рыночный (сравнительный) подход реализован методом сравнения продаж. Этот метод базируется на информации о недавних сделках и публичных офертах с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемого объекта с аналогами.
Расчет стоимости подержанного АМТС на дату оценки в рамках сравнительного подхода при использовании рыночного метода произведен по нижеприведенной схеме:
— получение информации о предложениях на подержанные АМТС;
— оценка пригодности полученных результатов предложений для дальнейших расчетов;
— расчет средней цены предложения;
— корректировка на торг.
Исходная информация для определения рыночной цены АМТС получена экспертом из сети Интернет от сайта по продаже автомобилей.
Отбор аналогов происходил по критериям соответствия марки, модели, года выпуска АМТС, а также типа и объема двигателя.
Оценка пригодности полученных результатов предложений для дальнейших расчетов осуществлена в следующей последовательности:
а) определяется средняя цена предложения по формуле:

где:
Цi’ – цена предложения i-го автомобиля, руб.;
i’ – количество предложений, i ≥ 5.
б) определяется разброс цен предложения относительно рассчитанного выше среднего значения. Разброс результатов не должен превышать 20% (см. Табл.2).

Средняя цена предложения Цпредл должна быть скорректирована, если при покупке возможен торг, поскольку средняя цена покупки Цпокуп в результате торга, как правило, составляет 0,90 ÷ 0,95 от средней цены предложения.

Ввиду отсутствия методик по определению скидки на торг, эксперт считает корректным применить скидку в размере 5% от стоимости.
Аналоги АМТС
- Аналог: https://auto.drom.ru/minsk/skoda/superb/52525840.html
- Аналог: https://auto.drom.ru/feodosiya/skoda/superb/53018704.html
- Аналог: https://auto.drom.ru/nizhnekamsk/skoda/superb/51272154.html
- Аналог: https://auto.drom.ru/abakan/skoda/superb/52366003.html
- Аналог: https://auto.drom.ru/surgut/skoda/superb/52686615.html





Сводная таблица полученных данных по определению рыночной стоимости ТС
Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оцениваемый объект | |
1 | АМТС | SKODA SUPERB | SKODA SUPERB | SKODA SUPERB | SKODA SUPERB | SKODA SUPERB | SKODA SUPERB |
2 | Источник информации | drom.ru | drom.ru | drom.ru | drom.ru | drom.ru | — |
3 | Год ввода в эксплуатацию | 2010 | 2010 | 2010 | 2010 | 2010 | 2010 |
4 | Состояние | Отличное | Отличное | Отличное | Отличное | Отличное | Отличное |
5 | Цена предложения(с учетом НДС) руб. | 995 000 | 998 000 | 990 000 | 950 000 | 960 000 | — |
6 | Поправка на торг | 0.95 | 0.95 | 0.95 | 0.95 | 0.95 | |
7 | Скорректированная стоимость, руб. | 945 250 | 948 100 | 940 500 | 902 500 | 912 000 | |
8 | Cредняя рыночная стоимость, руб. | 929 670 |
Таким образом, рыночная стоимость исправного, укомплектованного АМТС, аналогичного объекту исследования по состоянию на дату оценки округлённо составляет: 929 670,00 руб. (Девятьсот двадцать девять тысяч шестьсот семьдесят рублей 00 копеек).
II. Стоимость годных остатков автотранспортного средства рассчитывается при соблюдении следующего условия:
— полная гибель автотранспортного средства в результате ДТП. Под полной гибелью понимается случай, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного АМТС, без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, равна или превышает его рыночную стоимость на момент повреждения, или проведение восстановительного ремонта технически невозможно.
Расчет стоимости годных остатков
Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями настоящей Методики.
На сегодняшний день отсутствуют специализированные торги, осуществляющие открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств, отвечающие требованиям законодательства по организации и проведению торгов.
Постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. N 656 “О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки”
«Размер уставного капитала оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должен составлять не менее 20 млн. рублей. При этом в уставном капитале оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам может принадлежать не более 25 процентов долей (акций) такого общества.»
Более того эксперт не может размещать на торги транспортное средство в виду отсутствия на него имущественного права. Обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств не может быть применена, так как невозможно подобрать аналог, соответствующею объекту проведения исследования, в том числе по степени повреждения.
В связи с тем, что транспортное средство не может быть оценено на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи поддержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней (в заданный временной период (15дней) отсутствуют объекты аналоги, соответствующие по техническому состоянию, комплектации и степени повреждения), стоимость годных остаток определяется расчетным методом.
К годным остаткам могут быть отнесены:
— рама (подрамники), навесные составные части кузова в сборе: капот, двери, крышка багажника (дверь задка), детали оперения (крылья съемные), а также бамперы (передний и задний), стекло проемов окон;
— составные части привода и ходовой части (двигатель, коробка передач, мосты и т. д.) КТС;
— шины пневматические в комплекте на два или четыре колеса, эксплуатация которых допускается действующими нормами и правилами, колеса в сборе;
— приборы и оборудование КТС. Узлы, агрегаты, приборы и оборудование следует считать работоспособными при выполнении нижеперечисленных условий, если иное не будет установлено их диагностикой или дефектовкой:
— они расположены вне зоны аварийного контакта;
— они не имеют следов аварийного контакта и ремонтных воздействий;
— отсутствуют признаки технической неисправности или неработоспособности, например, в виде подтеков рабочих жидкостей, ощутимых недопустимых люфтов в соединении и т. д.
К годным остаткам не могут быть отнесены составные части:
— демонтаж которых требует работ, связанных с применением газосварочного и электродугового резания;
— имеющие изменения конструкции, формы, нарушения целостности, не предусмотренные изготовителем КТС (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования); — подвергавшиеся ранее ремонтным воздействиям (например, правке, рихтовке, шпатлеванию и т. д.); влияющие на безопасность дорожного движения. Номенклатура таких составных частей приведена в приложении 2.6 к настоящим Методическим рекомендациям.
— имеющие коррозионные повреждения;
— требующие ремонта.
К годным остаткам не относят составные части, относящиеся к разделам «Рулевое управление» и «Тормозная система», а также другие составные части, указанные в пункте 10.3 части 2 Методических рекомендаций.
Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу, определяется по формуле:

где:
Ц – стоимость автомобиля в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков, руб.
Кз – коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу; рекомендуется принимать равным — 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых на базе легковых и мототехники, и равным — 0,6 для грузовых автомобилей.
Кв – коэффициент, учитывающий срок эксплуатации автомобиля на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали, определяется согласно Таблице 1.
Коп – коэффициент, учитывающий объём (степень) механических повреждений автомобиля определяется согласно таблице 2.
Сi – процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости автомобиля, %. см. Таблицу 3.
n – количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).
Таблица 1. Значение коэффициента Кв
Срок эксплуатации автомобиля, лет | Значение Кв легковых автомобилей, малотоннажных грузовых на базе легковых и мототехники | Значение Кв грузовых автомобилей |
0-5 (включительно) | 0,8 | 0,8 |
6-10 (включительно) | 0,65 | 0,6 |
11-15 (включительно) | 0,55 | 0,5 |
16-20 (включительно) | 0,4 | 0,35 |
Более 20 лет | 0,35 | 0,3 |
Таблица 2. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений т/с (Коп)
Объём механических повреждений | Соотношение стоимости неповрежденных элементов | Значение коэфта учит. объём механических повреждений Коп |
Незначительный | 80-100 60-80 | 0,9-1 0.8-0.9 |
Средний | 40-60 20-40 | 0.7-0.8 0.6-0.7 |
Значительный | 0-20 | 0.5-0.6 |
Таблица 3. Процентное соотношение стоимости составных частей к стоимости транспортного средства
Наименование составной части | Процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных составных частей КТС к стоимости КТС в неповрежденном виде (Сi) | ||||
Все КТС, кроме указанных в столбцах 3, 4, 5 | КТС с кузовом, имеющим 2 двери | КТС рамной конструкции (универсал 3 двери) | КТС рамной конструкции (универсал 5 дверей) | Значение принятое экспертом | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Кузовные детали, экстерьер, интерьер, в т.ч.: | 50,0 | 45,0 | 41,4 | 45,8 | 0,0 |
Передняя часть: | 14,0 | 14,0 | 11,6 | 11,6 | 0,0 |
Капот | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 0,0 |
Крыло переднее (за 1 шт.) | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 1,6 |
Бампер передний (в сборе с усилителем, накладками и молдингом, спойлером) | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 0,0 |
Решетка (облицовка) радиатора | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,0 |
Лонжерон передний (за 1 шт.) | 0,8 | 0,8 | 0,4 | 0,4 | 0,0 |
Брызговик крыла (за 1 шт.) | 1,4 | 1,4 | 0,8 | 0,8 | 0,0 |
Стекло ветрового окна | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
Рамка радиатора | 1,4 | 1,4 | 1,0 | 1,0 | 0,0 |
Щиток передка | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,0 |
Задняя часть: | 12,0 | 14,0 | 13,4 | 11,4 | 0,0 |
Бампер задний | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 0,0 |
Крыло заднее (боковина) в сборе с арками (за 1 шт.) | 2,1 | 3,1 | 3,1 | 2,1 | 0,0 |
Стекло окна задка | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 |
Панель задка | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,0 |
Пол багажника | 0,8 | 0,8 | 0,4 | 0,4 | 0,0 |
Облицовки багажника | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 0,5 |
Крышка багажника (дверь задка) | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 0,0 |
Средняя часть: | 24,0 | 17,0 | 16,4 | 22,8 | 0,0 |
Передняя стойка боковины (за 1 шт.) | 1,4 | 1,4 | 1,1 | 1,1 | 0,0 |
Средняя стойка боковины с порогом и частью пола (за 1 шт.) | 1,4 | 0,0 | 0,0 | 1,1 | 0,0 |
Облицовки стоек боковины, порогов, уплотнители, центральная консоль, противосолнечные козырьки, плафоны освещения, коврики пола, зеркало заднего вида | 2,5 | 2,1 | 2,1 | 2,5 | 2,5 |
Двери в сборе с арматурой (за 1 шт.) | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 7,6 |
в т.ч. арматура дверей (за 1 дверной комплект) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,0 |
Сиденья (все) | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Панель крыши в сборе с обивкой поперечинами и верх части стоек | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 0,0 |
В т.ч. обивка крыши | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Панель приборов в сборе с щитком приборов, решетками, вещевым ящиком, карманами и т.д. | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Ремень безопасности передний (за 1 шт.) | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,0 |
Подушка безопасности пассажирская | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,0 |
Рама | 0,0 | 0,0 | 4,0 | 4,0 | 0,0 |
Прочие элементы конструкции: | |||||
Двигатель, навесное оборудование, составные части системы охлаждения, впускная и выпускная системы | |||||
Двигатель в сборе с навесным оборудованием | Без турбонадува | С турбонадувом | ————— | ||
10,7 | 12,7 | 10,7 | |||
Двигатель в сборе без навесного оборудования | 4,9 | 4,9 | 0,0 | ||
в т.ч. клапанная крышка | 0,5 | 0,5 | 0,0 | ||
в т.ч. масляный поддон | 0,5 | 0,5 | 0,0 | ||
в т.ч. блок цилиндров | 2,2 | 2,2 | 0,0 | ||
Дроссельный узел в сборе с заслонкой, клапаном и датчиком | 1,4 | 1,4 | 0,0 | ||
Генератор | 0,8 | 0,8 | 0,0 | ||
Коллектор впускной | 0,5 | 0,5 | 0,0 | ||
Коллектор выпускной | 0,5 | 0,5 | 0,0 | ||
Радиатор охлаждения в сборе с кожухами, вентилятором | 0,8 | 0,8 | 0,0 | ||
Стартер | 0,5 | 0,5 | 0,0 | ||
Короб воздушного фильтра с патрубками | 0,5 | 0,5 | 0,0 | ||
Выпускной тракт в сборе | 0,8 | 0,4 | 0,0 | ||
Турбокомпрессор (турбонагнетатель) | 0 | 1,4 | 0,0 | ||
Интеркулер | 0 | 0,6 | 0,0 | ||
Топливная система | 2,5 | 2,5 | |||
Бак топливный | 0,8 | 0,0 | |||
Система подачи топлива | 1,7 | 0,0 | |||
Трансмиссия | 4,5 | 4,5 | |||
Усредненный показатель с учетом всех возможных вариантов трансмиссий | 4,5 | 0,0 | |||
Подвеска | Передний/задний привод | Полный привод | ————— | ||
10 | 10 | 0,0 | |||
Подвеска передняя в сборе с поперечиной | 5,5 | 4,5 | 5,5 | ||
Подвеска задняя в сборе с поперечиной | 4,5 | 5,5 | 4,5 | ||
Рулевое управление | 3 | 0,0 | |||
Рулевая колонка в сборе с валом | 0,5 | 0,0 | |||
Насос ГУР | 0,8 | 0,0 | |||
Рулевой механизм | 1,2 | 0,0 | |||
Рулевое колесо в сборе с подушкой безопасности | 0,5 | 0,0 | |||
В т.ч. подушка безопасности водительская | 0,3 | 0,0 | |||
Тормозная система | 3,5 | 0,0 | |||
Главный тормозной цилиндр | 0,5 | 0,0 | |||
Тормозной механизм колеса (за каждый колесный узел) | 2 | 0,0 | |||
Ручной (ножной) тормоз | 0,3 | 0,0 | |||
Блок управления АБС | 0,7 | 0,0 | |||
Электрооборудование | 13,6 | 0,0 | |||
Провода свечные с катушками (комплект) | 0,5 | 0,5 | |||
Монтажный блок | 0,5 | 0,5 | |||
Блок управления двигателем | 1 | 1,0 | |||
Фонари задние (за 1 шт.) | 0,5 | 0,0 | |||
Зеркало заднего вида боковое (за 1 шт.) | 0,8 | 1,6 | |||
Блок отопителя салона в сборе (корпус, двигатель, радиаторы) | 2,1 | 2,1 | |||
Насос кондиционера | 0,5 | 0,5 | |||
Конденсатор в сборе с осушителем, кожухом, вентилятором, трубками | 0,6 | 0,6 | |||
Фара (за 1 шт.) | 1,1 | 1,1 | |||
Жгут проводов ДВС | 0,9 | 0,9 | |||
Жгут проводов панели приборов | 0,8 | 0,8 | |||
Остальные жгуты проводов (все) | 0,3 | 0,3 | |||
Фара противотуманная (за 1 шт.) | 0,8 | 0,0 | |||
Прочее, КТС без турбонадува: | 2,2 | 7,2 | 6,8 | 2,4 | 2,2 |
Прочее, КТС с турбонадувом: | 0,2 | 5,2 | 4,8 | 0,4 | 0,0 |
Итого Ci = | 60,0 |
Учитывая выше изложенное, стоимость годных остатков составляет:

= 929 670,00 х 0,7 х 0,55 х 0,80 х 60,0/100 = 171 803,00.
171 803,00 руб. (Сто семьдесят одна тысяча восемьсот три рубля 00 копеек).